Знания о насекомых как основа пчеловодства

Пчеловодство для начинающих

Заниматься содержанием пасеки могут опытные пчеловоды, новички, любители. Дело хорошо развито и изучено в полной мере. Азы содержания и разведения пчел представляются многим, но научиться тонкостям ремесла дано не каждому. Важно изучить все нюансы пчеловодства в доступной и понятной форме.

Пчеловодство для начинающих с чего начать

Разведение пчел – полезная, интересная и прибыльная деятельность. Пчеловодство для начинающих открывается с главного вопроса:с чего начать? Обычно содержание пасек передается по наследству. Необходимо понять, насколько подходит деятельность именно вам. Должны отсутствовать аллергические реакции на продукты пчеловодства. Состояние здоровья должно предполагать тяжелые физические нагрузки, связанные с уходом за пасекой.

Если ест желание работать с особенным трепетом к полезным насекомым, получать глубокие знания и опыт, непрерывно совершенствоваться, то умение водить пчел обязательно придет. Основы пчеловодства для начинающих состоят из получения теоретических знаний на практике.

Как правильно выбрать место для пасеки

Пчеловодство для начинающих рекомендует организацию пасеки с правильного выбора места расположения. Проживающим людям за городом в пригородах легче размещать пасеку. Городским же понадобится приобрести участок или арендовать на определенный срок. Возможно смогут помочь родственники или знакомые, которые будут не против соседства с пасекой. Учитывая особенности края, многие пасечники делают вывозы к цветущим медоносам на лесные участки, к энтомофильным культурам, в полевые угодья, в горную местность.

Если выезд в пригород не возможен, пчеловодством можно заняться даже в центре крупного города или небольшого поселения. Пчел содержат на крышах многоэтажных домов. Солнечное местоположение предусматривает дополнительные навесные конструкции для защиты от солнца и создания тени.

В деревнях и поселках на участке пчел лучше держать на заднем дворе, за домовыми постройками. Подходят фруктовые сады с молодыми цветущими деревьями в 30 – 50 метрах от проезжих дорог.

При расположении пасеки рядом с трассами, стоит позаботиться о высоких ограждениях. Это может быть дощатый забор высотой до 2,5 метров или живая изгородь из вечнозеленых деревьев, виноградные шпалеры.

Основное требование – достаточное количество цветущих насаждений. Это не только место сбора пыльцы, но и защита от ульев от ветра. В жаркое время года важную роль играет тень, защищающая улья от знойного солнца. В подобных условиях формируются миролюбивые пчелиные семейства. Открытая местность, без деревьев и кустарников, приводит насекомых в агрессивное раздражение.

Полезно знать, что многолетние растения служат ориентиром улья. Планировка пасеки на приусадебном участке подразумевает заблаговременную проводку необходимых коммуникаций, устройство подъездных путей, высадку защитного озеленения.

Существуют права и нормы размещения пасеки согласно пособию по пчеловодству, утвержденным ветеринарным правилам содержания медоносных пчел по законодательству Российской Федерации. Основные положения:

  1. Кочевые пасеки размещаются на расстоянии не менее полутора километра друг от друга.
  2. Не допускается размещать на пути лета к размещенным раньше пасекам.
  3. В населенных пунктах содержать и разводить мирные породы.
  4. Стационарная пасека размещается на расстоянии не менее 1 км от ферм.
  5. Не менее 100 м от образовательных учреждений, здравоохранительных, детских, культурных, федеральных автотрасс, железных путей, минимум 500 м от промышленных зон.
  6. Соблюдается расстояние от соседних участков в 3 м. Ограничения снимаются при наличии высоких ограждений не менее 2 м.

Какие ульи выбрать

Выбор ульев определяется:

  • основным направлением – разведение или сбор меда;
  • стационарный или кочевой вид пчеловодства;
  • наличие, отсутствие корпусного подъемника.

Предпочтительно выбирать один тип всех улей. Это облегчает работу, не возникает проблем с перестановкой и взаимной заменой некоторых частей конструкции.

Колодное пчеловодство наиболее естественный вариант ульев для пчел. Колода представляет отрезок ствола в форме цилиндра, с полным вырезом. Полностью закрывается сверху и снизу специальными крышками. Остается только проход для пчел. Может иметь несколько ярусов и представлять составной, разборный или полу разборный тип. Колодная пасека наиболее подходит пасечникам без опыта.

Альпийский – многокорпусная модель для небольшого участка. Компактный домик для максимального воспроизведения меда и расплода. К недостаткам относится высокая стоимость.

Многокорпусный – предлагает облегченную комплексную работу с рамками. Предназначается для сильных семейств с молодыми матками.

Дадановский – отечественная классика из еловых пород. Корпус состоит из двух магазинов, вмещает двенадцать рамок с хорошей вентиляцией.

Лежак – горизонтальное расположение гнезда. Разделяется количеством рамок. Предназначен для роения большой семьей. Занимает много места, затруднена циркуляция воздуха.

Кассетный – тонкие внутренние стенки дают возможность самостоятельного регулирования микроклимата. Наружные стены отличаются высокой толщиной. Создан в целях борьбы с заболеваниями пчел.

Пластиковые – легкие и герметичные, подходят для перевозки ульев.

Северный – многокорпусный домик с маленькими пространствами. Рассчитан на сохранение тепла.

Большой ассортимент усложняет выбор, который зависит исключительно от предпочтений пчеловода. Главное в выборе – это качество, сухость и тепло.

Одежда и инвентарь на первое время

Приобретение необходимого базового инвентаря и одежды для начинающих пчеловодов разделяется на группы в соответствии с назначением:

  1. Работа с ульями и уход: ящики, щетки, стамеска, скребок, пульверизатор.
  2. Инструменты для работы с готовыми продуктами: нож пчеловода, паровой, электрический, вибрационный нож, сита, отстойник, стол, медогонка, дымарь, восковая топка.
  3. Специальная одежда и защитные средства: костюм, маска и многое другое.
  4. Принадлежности для пчел: перегоночные лотки, поилки, маточники, кормушки.
  5. Расфасовка готовых продуктов: ножи, ложка, лейки, стол.
  6. Размножение семей, вывод маток: разделительные решетки, маточные клетки и колпаки, изолятор, питомник и прививочная рамки, восковые миски.
  7. Машины и оборудование: в промышленных масштабах.

Список инвентаря, чтобы заниматься пчеловодством, может не иметь границ. Каждый пасечник подбирает его с индивидуальными предпочтениями. Инвентарь нужен пчеловоду для выполнения специфических функций, проверенных временем, с максимальным техническим удобством.

Приобретение пчел

Решив заняться содержанием трудолюбивых насекомых, необходимо изучить все о пчелах и пчеловодстве для начинающих. Максимально полученные знания обезопасят от лишних растрат и разочарований.

Обзавестись пасекой начинающему пчеловоду можно купив пчел или отловив рои. Покупать можно целые семьи в ульях, рои или особей в специальных пакетах с сотами и без них. Ловля роя считается относительно дешевым вариантом. Требуется правильный подход, выбор местности и высокая азартность.

Когда необходимо покупать пчел

Время до первого весеннего облета больше всего подходит для покупки пчел. В ульях немного расплода, что существенно облегчает транспортировку.

При покупке стоит обратить внимание на качество силы семейства, силу полета, возраст матки. Запечатанный расплод должен быть светлым и ровным, сплошной засев без пустот. Подмор полностью отсутствует или в небольшом количестве.

Какую породу покупать

Местные породы пчел уже приспособлены к условиям жизни, их и стоит покупать. Завозным тяжелее приспособиться к новому климату, поэтому потери будут значительнее.

  1. Среднерусская – распространена в европейской части России и в Европе. Имеет сильное телосложение, вес рабочей особи свыше 100 мг, матка весит от 190 мг. Отличаются высоким беспокойством, не терпят любого вмешательства. Семьи легко переносят затяжных холода с сорокоградусной температурой. Популярна в северных частях страны. Устойчивы к основным заболеваниям.
  2. Серая горная кавказская – подходит для юга России, Кубани, Северного Кавказа, Ставропольского края.
  3. Желтая кавказская – для равнинных пасек Краснодарского края, Кубани и Закавказья.
  4. Карпатская – для Средней полосы европейской части, Сибири, Урала.
  5. Итальянская – предпочитает непродолжительные зимы южных регионов: Астраханская область, Кубань, Волгоградская, Ростовская, Ставрополь.

Особенности питания пчел

Личинок пчелы кормят маточным молочком, богатым сахарами, белком, минеральными солями, витаминами, ферментами, жиром. Спустя трое суток начинается прикорм из смеси меда и перги. Полноценное питание в первые шесть дней закладывает строение тела рабочей особи. Матка кормится на всей протяженности жизни молочком.

Питание и корм зависит от:

  • количества семейства;
  • величины запасов;
  • приноса;
  • расплода;
  • условий климата и погоды;
  • длительности зимовки;
  • от медоносов и периода цветения;
  • породных характеристик;
  • технологических приемов основного ухода.

Питание состоит из растительной пищи, которая добывается и производится самими пчелами. В период недостаточного сбора нектара может использоваться плодовый сок, падь, выделяемая тлей и другими насекомыми, питающимися растительным соком.

Подкормка проводится летом с активным отложением яиц и в холодное время года. Дополнительное питание в виде сахарного сиропа или разбавленного меда с водой. В качестве добавки возможно коровье молоко, которое хорошо усваивается трудолюбивыми насекомыми. Некоторые используют пищевые дрожжи.

Вода также необходима. Пчелиная семья в среднем потребляет около 30 л воды в год.

Размножение пчел

Два способа размножения пчелиных семей:

  • естественный – вегетативно половым и длительным процессом роения;
  • искусственный – путь деления, налет на матку, создание отводков.

Метод отводок

Размножение от одного семейства проводится в первой половине дня, в ясную погоду:

  • поставить новый улей рядом с семейством;
  • установить кормовую медовую рамку, с пергой, две рамы с расплодом, с однодневными личинками, затем медовую и с пергой;
  • с двух рамок стряхнуть молодняк в новый улей;
  • поставить боковые перегородки, утеплить;
  • прикрыть леток, оставив только проход для пчел;
  • через несколько дней можно переставить улей на постоянное место;
  • два – три дня прикармливать жидким сиропом и давать воду.

Отводок из одной семьи приводит к ослаблению, искусственно размножать лучше из нескольких семей. Такие отводки достаточно большие и нуждаются в подсадке матки.

Деление на пол лета

Создаются отводки с разными возрастными категориями пчел. Практически естественное деление семьи. Ставится пустой улей рядом с сильной семьей. Переставляется половина рамок. Вечером улья закрываются и размещаются в полуметре от изначального места. Для равномерного распределения необходима одинаковая форма и цвет домика.

Ротационный способ

Эффективное ротационное разведение сохраняет здоровье пчел и предотвращает развитие болезней. Регулярно удаляется расплод трутней. Из старых семей формируются новые. Улья перевозятся к большому количеству медоносов.

Сезонные работы по уходу за пчелами

Пчелиная семья имеет свой распланированный ежегодный цикл. Пчеловод не должен вмешиваться, а всего лишь поддерживать график особенностей сезонных работ.

Как ухаживать за пчелами в течение года

Существует примерный календарь пчеловода:

  • февраль – начало отсчета нового года пчелиного семейства, важно поддерживать температуру воздуха в пределах 35 градусов тепла для появления расплода, очистка пространства для вылета из ульев;
  • март – проводится беглый осмотр и очищение;
  • апрель – время основной ревизии, производится дезинфекция и наращивание семей, обеспечение прикормом и поилками, возможно дополнительное утепление;
  • май – расширение гнезд, ветеринарное обслуживание, образование новых семей;
  • июнь – расширение гнезд, формирование отводков, замена старых маток, предотвращения роений;
  • июль – вывоз на кочевки, добавка дополнительных сот;
  • август – удаление недостроенных рамок, уменьшение ширины летка, устранение щелей;
  • сентябрь – проведение ревизии, устанавливаются заготовки перги, меда, убираются свободные соты от расплода, готовится подкорм;
  • октябрь – сортировка сот, уборка лишних корпусов, убирается оборудование для кочевок;
  • ноябрь – обработка от восковой моли, подготовка к новому сезону;
  • декабрь – утепление ульев, занос в зимовник;
  • январь – поддерживается постоянный контроль необходимой температуры и количества подмора.

Сбор меда

Пора медосбора начинается, когда продукт пчеловодства полностью созрел и обогатился полезными веществами. Зрелым считается запечатанный мед. Пчелы закрывают воском соты, изолируют от внешней среды.

Во время продуктивных взяток размещаются рамы с вощиной или надставки для сбора меда. Они снимаются после вызревания, по окончанию медосбора.

Первый сбор проводится весной или с наступлением лета. Все зависит от климата. Последняя откачка меда производится в августе. С конца лета, начала осени начинается подготовка к зимовке. В этот период нельзя пренебрегать заготовками.

Подготовка к зимовке

Для чайников пасека начинает подготовительные работы к зимовке пчел осенью. Но это не совсем так. Подготовка начинается с первых весенних вылетов. Важно придерживаться годового плана работ пасечника для максимально комфортных условий проведения зимы.

Советы будущим пчеловодам и ошибки новичков

Рекомендации и советы начинающему пчеловоду как правильно ухаживать:

  • покупать инвентарь в специализированных магазинах;
  • приобретать улья с наступлением весны, пчел – у знакомых, проверенных пасечников;
  • тщательно следить за здоровьем пчелиной семьи;
  • начинать с 4 – 5 ульев;
  • не отказываться от помощи опытных людей;
  • готовиться к зимовке с первого весеннего вылета;
  • содержать рабочую одежду и пасеку в чистоте.

Распространенные ошибки:

  • нежелание самообразования;
  • отсутствие базовых умений основного ухода;
  • допущение болезней пчел;
  • ослабление пчелиных семей;
  • недолжный кормовой запас;
  • неправильный выбор медосбора;
  • недолжное хранение продуктов пчеловодства и ульев.

Чтобы не допускать основные ошибки, стоит приобрести пособие по пчеловодству.

Доходы и расходы есть ли выгода

Прибыль пасеки зависит от:

  • направления – работа направлена на сбор продуктов пчеловодства или разведение маток;
  • цена – спрос на продукцию, вывод маток в определенное время года влияют на образование стоимости;
  • продуктивность – совокупность работы пасечника и нерегулируемых природных условий.

Доходная часть состоит из:

  • меда;
  • прополиса;
  • воска;
  • маточного молочка;
  • пыльцы;
  • пчелиного яда;
  • подмора.

Возможно получить дополнительный доход за проведение экскурсий по пасеке и опыление культур.

Расходную часть составляет:

  • приобретение матки и пчел;
  • покупка ульев, необходимого инвентаря и оборудования;
  • возможная аренда участка, помещений;
  • транспортные растраты при перевозках и кочевках;
  • расходные материалы;
  • оплата наемного труда.

Подсчитать ожидаемую точную прибыль практически не возможно. Количество нектара меняется каждый год, в зависимости от условий погоды, человеческого фактора, например, застрой свободных участков жилым фондом или предприятиями. Болезни пчел так же могут сказаться на прибыли.

Пчела насекомое. Описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания пчелы

Описание и особенности

Все с самого детства знают, что мёд – полезный, питательный и удивительный продукт. Он не портится, хранясь векам, лечит от огромного множества заболеваний, содержит с себе целый набор незаменимых для здоровья веществ и уникальных ферментов.

Также каждому ребёнку известно, что мёд естественным способом производят насекомые, называемые пчёлами. Данная субстанция представляет собой нектар цветов, особым образом трансформированный, то есть переваренный до определённой стадии в зобе этих маленьких медоносных существ.

Как раз о пчёлах – неутомимых в своём трудолюбии насекомых, снабжающих не только человека, но и многих других существ на Земле столь ценным и незаменимым продуктом, и пойдёт наш рассказ.

Пчеланасекомое, имеющее величину около 3 см. Цветовой наряд её компонуется из чёрных полос, которые чередуются с жёлто-оранжевыми участками. Эти существа сплошь покрыты волосками, выполняющими защитную функции и играющими роль органов осязания.

Благодаря пчёлам люди получают ценный и полезный продукт- мёд

Тело их разделяется на три отдела, скреплённых между собой эластичными тонкими перепонками. Первым является маленькая голова; далее следует грудь – область туловища чуть побольше; а последним отделом и самым значительным по величине является брюшко.

Читайте также:  Выведение матки улучшает показатели пасеки.

Все эти звенья тела прекрасно показывает фото пчелы. Кроме того, эти существа обладают шестью ногами и наделены двумя парами тонких, отличающихся по своим размерам, крыльев, соединяющихся между собой в полёте посредством микроскопических крючков.

Органы чувств пчелы чрезвычайно интересны и сложны. Прежде всего к ним относятся глаза, которых по сути имеется целых пять. Два сложных глаза, хорошо заметные с обеих сторон головы, строятся из мелких фасеток. Их количество огромно, исчисляясь тысячами микроскопических элементов.

Интересной особенностью пчелы является наличие пяти глаз

Простых глаза три, они размещаются на темени насекомого. И все эти составные части зрительных органов позволяют пчеле воспринимать поляризованный свет и лучи ультрафиолетового спектра. Эти создания способны видеть синий и жёлтый цвета, что нельзя сказать про оттенки красной гаммы.

Усики на их голове служат им органами обоняния, кроме того помогают чувствовать холод и тепло, определять влажность и концентрацию в воздухе газов. Слышат пчёлы ногами и некоторыми участками туловища. Длинный хоботок на голове позволяет им собирать цветочный нектар, на нём же располагаются и органы вкуса.

Относятся пчёлы к обширному отряду перепончатокрылых. И состоят в родстве, со сходными с ними по многим признакам строения, осами. Также близкими сородичами описываемых созданий и их собратьями по отряду считаются муравьи, хотя они и не относятся к разряду насекомых, похожих на пчёл.

Скорее на наших медоносных существ смахивают внешне некоторые разновидности мух, к примеру, так зазываемая журчалка. Она тоже имеет полосатое брюшко с оранжевого оттенка участками, а также издаёт похожее жужжание. Это яркий пример простой, часто описываемой биологами, мимикрии.

То есть, природа наделила такую муху обликом ядовитых насекомых, к коим относится и пчела, в целях самозащиты. Поэтому при поверхностном взгляде пчелу с журчалкой легко спутать.

Виды пчёл

Всего разновидностей пчёл известно огромное количество В общей сложности их насчитывается по всему миру более двух десятков тысяч. Все пчёлы делятся на две категории: домашние и дикие.

Не секрет, что люди с самых незапамятных времён разводят этих насекомых для получения мёда. Но и не только его, а также других ценных веществ: прополиса, воска и лекарственного яда. Но существуют в природе и дикие пчёлы.

Они несколько мельче по размерам. Их окрас следует назвать примитивным, оттенки его не сильно яркие, скорее приглушённые, а цветовые гаммы по большей части однотонные. Грудь дикарок снабжена защитным панцирем.

Волоски на их теле разрастаются гораздо гуще, чем у одомашненных собратьев, играя роль шубки насекомых, спасающей оных в периоды непогоды и холодов.

Размеры диких пчёл намного меньше чем у домашних

Из обширных разновидностей пчелиного царства стоит особо выделить наиболее интересные. И первыми, кого необходимо упомянуть – это пчелы настоящие. Так называется целое семейство, в составе которого имеется около пяти тысяч разновидностей. Среди них:

1. Медоносные пчёлы – большинство пород таких пчёл давно используются людьми и потому хорошо им известны. Сначала наши очень далёкие предки в дуплах деревьев просто находили пристанища таких насекомых и отбирали у них мёд. Но постепенно начали их разводить, содержа в колодах, либо сооружённых из коры, либо сделанных из глины.

Много позднее стали строить домики для этих медоносных существ, называемые ульями. И изобрели удобные в использовании рамы. Из таких конструкций очень просто извлекать мёд вместе с содержащими его сотами.

2. Шмели – это целый род пчёл по многим чертам сходный со своими медоносными собратьями. Всего видов таких насекомых известно около трёх сотен. Они обитают на всех континентах Северного полушария. Среди своих сородичей они заслужили славу самых холодостойких. Кстати, это очень сильно повышает их шансы на выживание.

Шмели имеют возможность вылетать на сбор нектара ранним утром, когда воздух ещё не разогрели лучи ласкового весеннего или летнего солнца. Таким образом они опережают своих конкурентов и собирают всё самое лакомое с цветов и других растений.

Наряд каждого из видов шмелей различен. У некоторых из них желтые полоски чередуются с чёрным, а у других они оранжевые или красные. Есть и полностью тёмные разновидности.

Шмели тоже относятся к пчелиному семейству

Среди представителей данного царства насекомых есть настоящие гиганты, которые заметно больше пчелы, к коей мы все привыкли. Ярким примером тому являются экземпляры рода мегахил. И их размеры действительно впечатляют, ведь размах их крыльев может достигать 6 см. Кстати эти пчёлы вообще не способны вырабатывать мёд. Живут они колониями и славятся особой агрессивностью.

На фото пчела плотник

Образ жизни и среда обитания

Приживаются пчёлы в любых областях планеты, где растут цветы. Они-то и являются основным источником их питания. И именно из нектара растений, как уже упоминалось, данные насекомые производят мёд. Не секрет, что для цветов эти существа тоже играют важную роль естественных и самых активных опылителей. И многие виды земной флоры без пчёл не смогли бы существовать и успешно размножаться.

Где живут домашние представители царства данных насекомых уже упоминалось – в ульях для пчёл. А вот дикие их сородичи стараются пристроиться в лесных дуплах, расщелинах, норах. Если климат местности достаточно мягких, то пчелиное гнездо чаще всего просто подвешивается высоко на деревьях. Иногда они устраиваются между стенами или на чердаке домов.

Гнёзда описываемых насекомых представляют собой сооружения из двухсторонних вертикальных сот. И без них невозможно даже вообразить жизнь пчелиной семьи (то есть роя, ведь так принято называть подобные колонии).

Дикие пчёлы выбирают для гнездования дупла и расщелины в деревьях

Строятся такие ячейки, обладающие правильной формой и имеющие вид шестиугольника, из выделяемого данными насекомыми воска. У каждого вида пчёл соты имеют свои определённые размеры, обычно соответствующие величине самих насекомых.

И жители гнезда всегда тщательно следят за их целостностью. В свежем виде, то есть изначально, ячейки имеют белый оттенок, но со временем они темнеют.

Эти насекомые живут колониями, члены которых разделяются на касты. Но о типах, составляющих пчелиное семейство, следует рассказать подробнее.

1. Рабочие пчёлы – самая многочисленная каста, из представителей которых в основном и состоит пчелиное гнездо. Их-то мы и видим обычно в повседневности, когда бываем на природе. Количество такого типа жителей в гнезде может доходить до 80 тысяч.

Что делают пчёлы? Они занимаются основной работой, то есть розыском подходящих растений и добычей из них нектара. Все рабочие насекомые являются недоразвитыми самками. Они появляются именно и только из оплодотворённых яиц.

2. Матка – это существо в пчелиной семье является единственной полноценной особой женского пола. И все остальные члены роя происходят именно от неё. Поскольку матка даёт жизнь всему сообществу, она находится на почитаемом положении, поэтому кормится рабочими пчёлами и ими же тщательно охраняется.

Это естественно, ведь без матки членам семьи грозит вымирание. То, что она есть у роя, остальные узнают по исходящему от неё запаху. Если такового не наблюдается, это служит сигналом тревоги о том, что матка умерла и необходимо выращивать новую.

3. Трутни – это самцы, назначением которых является оплодотворение матки, а других обязанностей они не имеют. Они покрупнее рабочих членов семьи и появляются из неоплодотворённых яиц. И пищи на их откорм идёт гораздо больше.

А потому, если в них отпадает надобность, трутни безжалостно изгоняются прочими членами семьи. Иногда они попадают в другие гнёзда. Но в период наступления холодов, когда сбор цветочного нектара и активного размножения заканчивается, им ничего не остаётся, как умереть от голода и стужи.

Остальные пчёлы зимой тоже резко вынуждены поменять свой обычных образ жизни. О содержании домашних насекомых заботятся пчеловоды. А дикие собратья пропитываются воском и прополисом и забираются в щели.

Питание

Уже понятно, что важнейшим продуктом, который употребляют в пищу данные насекомые, является мёд. Но качество этого вещества зависит от многих факторов. К примеру, от того, как эти маленькие создания пережили зимние невзгоды. Кроме того, на вкусовые свойства мёда сильно влияет вид растений из которого добывается нектар.

Лучше всего, чтобы данные представители флоры не содержали в себе избыток глюкозы, сахарозы и углеводов, ведь подобные элементы способствуют ускоренной кристаллизации данного продукта. А в таком виде мёд не может полноценно употребляться пчёлами.

И даже собрав значительное количество данной субстанции, они вполне способны умереть от голода. К нежелательным растениям, к примеру, относятся горчица, вереск, хлопок и некоторые другие.

В случаях, когда питание её недостаточно качественное, пчела весьма страдает. И все члены гнезда становятся восприимчивы к болезням и плохо себя чувствуют. К хорошим медоносам относятся: яблоня, вишня, груша, ива, липа и многие другие.

Размножение и продолжительность жизни

В зависимости от разных внутрисемейных обстоятельств пчелиный рой издаёт непохожие один на другой по тембру и высоте жужжания. Поэтому опытные пчеловоды по звукам улья вполне способны понять о том, что происходит внутри пчелиного домика.

Шум гнезда даёт возможность, к примеру, выяснить, что насекомым внутри него холодно. Он также повествует о других проблемах, ведь каждая каста семьи «поёт» своим голосом.

Когда жители улья собираются роиться, они тоже издают строго определённые звуки. Это происходит тогда, когда члены гнезда приняли решение разделиться на две семьи. При этом одна часть роя улетает со старой опытной маткой. А в недрах прежнего выращивается молодая самка.

Для развития будущей матки пчёлами строятся особые соты. Эта «королева» семьи появляется из оплодотворённого яйца. А когда оное превращается в личинку, то вскармливается особым молочком. Именно от качества корма зависит: выйдет ли из женского яйца обычная рабочая пчела или матка.

Способности к воспроизводству пчелиной стаи у последней проявляются уже в десятидневном возрасте. Матка пчелы за жизни имеет огромное множество контактов с трутнями. И исчисляются они даже не миллиардами, а цифрой с огромным количеством нулей.

При этом масса яиц, которые за сутки откладывает продолжательница пчелиного рода, часто превышает её собственный живой вес. Но с возрастом матки качество потомства меняется. При этом на третьем году жизни в улье появляется всё больше трутней, а это уже плохо для выживания семьи.

Рабочие пчёлы существуют на свете обычно не более 40 дней. Но если они появляются в семье ближе к осени, то, включая пассивный зимний период, способны прожить до шести месяцев. Срок существования трутней и того меньше. Однако, матка в этом смысле является рекордсменом. Она способна жить иногда до 4 лет.

Что делать если укусила пчела?

Жало этого существа размещается на конце брюшка. Оно имеет зазубрину, из-за которой данное насекомое не в состоянии выжить после атаки неприятеля. Жало пчелы застревает в теле врага, и беспомощное создание его теряет, что становится причиной смерти храброго защитника гнезда.

Но сам пострадавший, получивший порцию яда, тоже приобретает дополнительные проблемы от пчелиной потери. Ведь жало способно застрять в коже и далее продолжать выделять вредоносные вещества.

Яд этого насекомого весьма эффективен по составу. Сначала пострадавший от его действия чувствует боль. Затем место внедрения жала краснеет, далее появляется весьма неприятный отёк, который спадает только по прошествии нескольких (чаще всего двух или трёх) дней.

К тому же инородные вещества, попавшие в кровь способны вызвать приступ аллергии. Но вместе с тем укус пчелы может оказаться полезен. Ведь яд этих насекомых в малых дозах наделён целебными свойствами. Он убивает бактерий и помимо вредных, содержит в себе множество полезных веществ.

В случае, если человек подвергся атаке этого насекомого, ему следует прежде всего удалить жало, а потом обработать пострадавшее место марганцовкой или любым другим антисептиком. Весьма способствуют заживлению также холодные компрессы. Кроме того, полезно обильное питья, так как оно активизирует вывод ядовитых ингредиентов.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые

Урок 32. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]

Конспект урока “Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые”

Некоторые виды насекомых одомашнены человеком и имеют большое промышленное значение. Это, например, медоносная пчела. Она обитает повсюду, где встречаются цветковые растения.

Пчёлыобщественные насекомые, живущие большими семьями, включающими до 80 тысяч особей. Члены семьи делятся друг с другом пищей, вместе заботятся о потомстве, охраняют жилище. Они не могут жить отдельно друг от друга.

Семью пчёл называют роем. Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, одомашненные – в ульях. Гнездо медоносных пчёл представляет собой вертикальные ряды ячеек – соты, построенные из воска. Ячейки различаются по размерам. В них хранится запас корма, растёт потомство.

У пчёл, также как и у всех других общественных насекомых, хорошо выражен полиморфизм (или многообразие), т.е. внешние различия в зависимости от функций, выполняемых в семье. Семья медоносной пчелы включает одну крупную самку (матку, или царицу), около 300 самцов (или трутней) и десятки тысяч рабочих пчёл (бесплодных самок), неспособных к размножению.

Матка – самая крупная и главная пчела в семье. Действия многотысячного сообщества слаженны и организованны, но, если матка погибает, то семья превращается в скопление беспомощных, хаотично бегающих насекомых. Она имеет размеры около 2 сантиметров, длинное брюшко, в котором сильно развиты половые органы. Основная функция матки – ежедневно в тёплое время откладывать до 2 – 3 тысяч яиц. Живёт матка пять – шесть лет.

Летом в семье появляются трутни. Они имеют средние размеры и очень большие, соприкасающиеся на затылке глаза. Трутни не работают, не защищают семью, так как не имеют жала, и не добывают пищу самостоятельно. Единственное их значение – участие в размножении.

Рабочие пчёлы имеют, по сравнению с маткой и трутнями, более мелкие размеры. Голова рабочей пчелы крупная, покрыта волосками, не ней расположены два фасеточных глаза и три простых глазка между ними. Они строят соты, в которых содержат личинок, находят и собирают нектар, защищают с помощью жала жилище, выполняют все работы в гнезде. В сотах происходит развитие личинок и куколок пчёл, хранится мёд и перга (переработанная пчёлами пыльца).

Читайте также:  Размещение ульев на пасеке влияет на ее производительность.

На голове у пчёл расположены усики. Органы зрения и обоняния позволяют пчёлам отыскивать растения-медоносы и выполнять все работы в улье.

Ротовой аппарат пчёл грызуще-лижущий. Верхние челюсти позволяют обрабатывать воск при постройке сот. Хоботок, образованный нижней губой, служит для слизывания нектара. Нектар попадает в зоб, где смешивается с выделениями слюнных желез. Этой смесью пчела заполняет ячейки сот, где смесь превращается в мёд.

Для сбора пыльцы пчёлы используют конечности. На задней паре ног с внешней стороны есть гладкая площадка, окружённая волосками, – корзиночка. Первый, расширенный членик задней лапки с внутренней стороны покрытый рядами волосков и образует щёточку. Это и есть собирательные конечности пчёл.

Щеточкой пчела чистит тело, собирает пыльцу после посещения цветов, затем трет конечность о конечность, формируя комочек пыльцы, так называемую обножку, которую перемещает в корзинку и переносит в улей.

На брюшке у рабочих пчёл находятся воскоотделительные железы. Образуемые ими маленькие пластинки воска выделяются на гладких участках брюшка – зеркальцах, а затем снимаются задними конечностями, разминаются челюстями и используются для строительства сот.

Рассмотрим, как происходит размножение и развитие пчел. В улье зимуют оплодотворённая матка и рабочие пчёлы, завершившие развитие в конце предыдущего лета. Весной матка откладывает два типа яиц: в крупные ячейки сот – неоплодотворённые яйца, в мелкие – оплодотворённые. Из неоплодотворённых яиц развиваются трутни, из оплодотворённых – рабочие пчёлы и новая матка.

Из яиц выходят белые червеобразные личинки. Личинки быстро растут, увеличиваются в размерах, а затем окукливаются. Перед окукливанием личинок рабочие пчёлы запечатывают ячейки воском. Вышедшие из куколок насекомые прогрызают крышечки и выходят на соты.

В период размножения в первую очередь выводится множество рабочих пчёл, потом трутни и молодая матка. С выходом молодой матки начинается роение, или брачный полёт насекомых. Старая матка и часть рабочих пчёл вылетают из улья и отыскивают подходящее место для основания новой семьи. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари­вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво­рённая молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца.

Пчеловодство – одна из важных областей народного хозяйства. Пчёлы дают человеку ценный продукт питания – мёд, который обладает важными лечебными свойствами. Человек использует пчелиный воск, маточное молочко (секрет слюнных желез пчёл), пчелиный яд и пчелиный клей (прополис) для изготовления лекарственных препаратов. Но основная роль пчёл – опыление растений.

Еще одним одомашненным видом насекомых является тутовый шелкопряд. Впервые был одомашнен в Китае около 5 тысяч лет назад, а затем распространился по всему миру.

Бабочки шелкопряда имеют толстое тело беловатого цвета, полностью покрытое волосками. Они имеют две пары крыльев, но не способны к полёту. В ротовом аппарате у них нет хоботка, следовательно, они не питаются. Поэтому и живут они недолго: погибают вскоре после откладывания яиц. Самки откладывают от 300 до 600 яиц, называемых греной. Из яиц выходят гусеницы – «шелковичные черви». Они активно питаются листьями тутового дерева. Гусениц содержат и кормят на специальных стеллажах. Они развиваются около 40 суток, проходят линьки. При окукливании гусеница выделяет шелковину и образует вокруг себя кокон. Шелковина выделяется парой видоизменённых слюнных желез, которые называются прядильными или шелкоотделительными. На воздухе выделения желез быстро затвердевают и образуют прочную нить, длина которой в коконе достигает одной тысячи метров. Шёлковые нити используются для производства шёлковых тканей, в медицине – для сшивания ран.

Шелководство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением тутового шелкопряда для получения шёлка.

Ещё одними представителями полезных насекомых являются муравьи. Они живут большими семьями. Имеют размеры тела от одного сантиметра до трёх. Существует около 10 тысяч видов муравьёв. Рыжий лесной муравей имеет красно-бурую окраску, живёт в лесу и строит высокие муравейники.

Чёрный садовый муравей, строит небольшие холмики на открытых местах (лугах и полянах). Его можно встретить в щелях стен деревянных домов, в дуплах и пнях старых деревьев. В домах встречается домовой муравей, достигающей длины 5 миллиметров. У муравьёв большинства видов хорошо развиты жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.

Семья рыжих лесных муравьёв включает крылатых самцов и самок, и бескрылых рабочих муравьёв. Молодые самцы и самки крылатые, они крупнее рабочих муравьёв.

С ранней весны рабочие муравьи ухаживают за потомством, добывают корм для личинок и цариц, ремонтируют и достраивают муравейник, защищают его от врагов. Муравейник – сложное сооружение с надземной и подземной частями, сложной системой галерей и камер, в которых можно обнаружить яйца, личинок и куколок муравьёв. Зимуют муравьи в подземной части муравейника.

В тёплые осенние дни происходит брачный вылет самцов и самок. После оплодотворения самцы погибают, а самки обламывают крылья и, найдя подходящее место, начинают строить новый муравейник.

Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых, повреждающих листья растений. Подсчитано, что семья рыжих лесных муравьёв за день доставляет в муравейник около одного килограмма насекомых. Проделывая в почве ходы, муравьи рыхлят её, обеспечивают вентиляцию, увлажнение и обогащение перегноем.

К полезным насекомым относятся стрекозы, божьи коровки, жужелицы. Стрекозы охотятся в полёте и уничтожают комаров, мошек и других кровососущих насекомых. Божьи коровки поедают тлей и их личинок. Жужелицы также поедают большое количество вредных насекомых, моллюсков.

Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мел­ких животных и, питаясь разложившимися останками, способству­ют очищению почвы от трупов, накоплению в ней перегноя.

Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.

Огромное количество цветковых растений (около 90%) опыляются насекомыми (бабочками, перепончатокрылыми). Такие растения имеют яркие цветки, аромат, нектар для привлечения насекомых.

Почвенные насекомые и их личинки питаются отмершими частями растений, роют в почве норки, тем самым разрыхляя землю, и ускоряют образование перегноя.

Отдельную группу составляют насекомые, представители которой откладывают яйца в личинки и куколки вредных насекомых. Это наездники. Наездник вонзает в тело гусеницы свой яйцеклад, откладывая огромное количество яиц. Из них выходят личинки, которые питаются тканями хозяина и приводят к его гибели. Развиваясь во вредителях, наездники снижают численность вредных насекомых.

Насекомые, благодаря своему разнообразию и численности играют огромную и важную роль в природе и жизни человека.

“Медоносная пчела. Пчеловодство” – разработка урока биологии для учащихся 7-х классов

Разделы: Биология

Урок биологии для учащихся 7-х классов

-формирование знаний о биологических особенностях медоносных пчел;

– раскрытие практического значения пчеловодства;

-усвоение знаний о роли пчел в природе;

-формирование навыков самостоятельной работы с учебником, раздаточным материалом.

  • коллекция “Пчелиная семья” (или таблица);
  • распечатанный материал для самостоятельной работы;
  • натуральные препараты (восковые свечи, прополис, мед, пыльца);
  • медицинские препараты, содержащие маточкино молочко, пчелиный яд (или упаковка из-под препаратов);
  • схема “Значение пчеловодства”

К уроку на доске:

    тема урока (закрыта);
  • недописанная систематика медоносной пчелы;
  • рисунок пчелы в шестиграннике;
  • план изучения нового материала (закрыт).

Ход урока.

1. Учитель. Рассмотрите предметы, расположенные на столике и определите ключевое слово, т.е. слово, связывающее все эти предметы воедино. Обнаруженное ключевое слово поможет нам определить тему сегодняшнего урока.

После предложений учащихся уточняется ключевое слово “пчела”.

Учитель. Семейство Пчелиные очень многочисленное. Многие из пчел ведут одиночный образ жизни, поселяясь в различных местах, даже в норках или просто земляных щелях. Иногда гнезда этих пчел располагаются одно возле другого – получаются целые колонии пчел в земле. Энтомологи описали десятки видов пчел, среди них пчела – листорез, земляные пчелы и даже пчелы-нахлебницы, которые откладывают свои яйца в чужие гнезда. Кто такие энтомологи? (Ученые, изучающие жизнь насекомых).

Мы сегодня познакомимся поближе с пчелой медоносной – представителем общественных пчелиных, живущих большими семьями. А поскольку человек давно приспособился использовать труд медоносных пчел, то познакомимся и с историей пчеловодства.

Сегодняшний урок посвящен одному из двух одомашненных человеком насекомых – медоносной пчеле и отрасли хозяйства, возникшей благодаря этим насекомым – пчеловодству.

Открыть запись темы на доске.

А кто знает, как называется второе одомашненное человеком насекомое? (Тутовый шелкопряд).

2. Учитель. Используя знания науки систематики, мы уже в начале урока можем рассказать о медоносной пчеле очень много. Попробуем определить систематическое положение медоносной пчелы, уточняя признаки, по которым отнесли это животное к определенной таксономической группе.

Открыть заготовленные к уроку названия таксономических единиц и предложить учащимся дополнить.

Царство …Класс ….
Подцарство …Отряд …
Тип …Семейство …. Вид …

3. Учитель. А что еще знаете о пчелах? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.

Вопросы. – Кто видел этих животных в природе?

  • Что собирает пчела на лугах, в садах?
  • Какое значение в жизни растений имеют пчелы?
  • Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?
  • Пчела жалит или кусает?
  • Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства
  • Как называется этот продукт?

Вопросы задаются быстро, чтобы “поймать” не очень внимательных учащихся на подчеркнутом вопросе. Разрядка на уроке.

– Что еще, кроме меда, дают пчелы людям?

Во время ответов на этот вопрос учитель прикрепляет к доске схему “Значение пчеловодства”, демонстрируя образцы с предметного столика.

На данном этапе урока ученики вместе с учителем составляют опорный конспект по новому материалу.

4. Дополнения учителя к ответам учеников о значении пчелопродуктов для людей и опыления для растений.

Мед. Кроме легкоусвояемых сахаров – глюкозы и фруктозы – содержит до 50 различных веществ и соединений и с большим успехом используется при лечении и профилактике различных болезней (сердечно – сосудистых, пищеварительных и других заболеваний).

Воск. Служит сырьем для 80 отраслей хозяйства. Так в медицине его вводят в состав кремов и мазей, в электротехнической промышленности – в состав изолирующих материалов. Воска используют для изготовления мастики для полов, крема для обуви, красок, цветных карандашей.

Пчелиный яд. Из него изготавливают лекарственные мази, которые втирают в кожу, а в ряде клиник крупных городов страны пчел содержат для лечения больных ужалениями.

Пыльца. Собранную пчелами пыльцу применяют как естественный поливитаминный препарат. В ней содержится множество витаминов и минералов, которые необходимы для нормальной работы клеток. Доказано, что пыльца повышает естественный иммунитет организма.

Маточное молочко. Продукт, вырабатываемый пчелами, входит в состав лекарственных препаратов, например “Апилака”, широко применяется в медицине.

Прополис. Это клейкое вещество, которое, как утверждают ученые, пчелы собирают с почек некоторых растений. Его используют для приготовления лекарств, спиртовые настойки прополиса способствуют более быстрому и эффективному заживлению ран.

Опыление. Исключительно велика роль пчел в опылении с/х растений.Эти насекомые опыляют до 200 различных культурных растений. Посещая цветки для сбора нектара и пыльцы, пчелы… Что делают?

Вопрос учащимся на повторение материала о перекрестном опылении.

5. Учитель. Но ведь пчелы собирают и вырабатывают эти чудо – препараты не для людей. Мы с вами более – менее культурные потребители (по сравнению с медведями, медоедами), и пользуемся произведенным не для нас. А для кого? Для чего? Кем произведено?

Учитель открывает записанные на доске вопросы, являющиеся планом изучения нового материала.

1. “Кто-кто в теремочке живет?” Какие функции выполняет?

2. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут пчелиный яд и воск?

3. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут мед и маточкино молочко?

4-5 “Что есть что?” Перга и прополис – “тайны пчелиного двора”.

6. Такие разные! Откуда?

7. “Скажи мне, кто твой друг?” Бывает луковый мед?

8. История пчеловодства.

Вы сидите парами, я предлагаю вам информационные карточки. В течение 3 минут вы подготовите краткие ответы на вопросы, раскрыв тайны жизни пчелиной семьи. Материал вы изучаете в группе вместе, а отвечать будет ученик, которого выберут ребята из других групп. Карточка № 6 раздается на каждую парту, для объяснения этого вопроса группа учащихся готовится заранее.

6. Обсуждение вопросов после самостоятельной работы учащихся.

7. Тестовая работа для закрепления изученного материала в микрогруппах. Приложение 2.

История развития научных знаний о пчеле

Сваммердам родился в Амстердаме (Голландия) в 1637 г. Отец его был аптекарем. Известно, что аптекарь Сваммердам все свободное время посвящал своему любимому занятию – коллекционированию насекомых. Любовь к этому делу унаследовал и Иоганн, который, получив после окончания медицинского факультета Лейденского университета в 1667 г. диплом врача и защитив спустя год докторскую диссертацию, занялся исследованиями мира насекомых. Спустя два года после окончания университета Сваммердам написал и издал книгу «Всеобщая история насекомых», а еще через четыре года – трактат о пчелах. Приступив к изучению медоносных пчел, их внутреннего строения, процессов развития личинок, Сваммердам достиг замечательных результатов. Исследования половых органов пчел позволили показать, что матка является особью женского рода, а трутень – мужского. Этот вывод, положивший начало научным открытиям в изучении пчелы, был весьма значительным для своего времени. Установив, что матка является самкой, откладывающей яйцо, Сваммердам сильно поколебал утвердившееся мнение о матке, как существе, пользующемся особой властью в пчелином государстве (некоторые видели в ней «царицу» семьи). Сваммердам установил устройство ротовых органов и жала пчелы, описал развитие пчелы из яйца, прядение кокона личинкой, особенности анатомического строения личинки по сравнению с пчелой и т.д.

Иоганн Сваммердам в совершенстве владел техникой анатомических микроисследований и от него часто не могли укрыться даже мельчайшие особенности внутреннего строения насекомых. Это тем более удивительно, что микроскоп в то время был только изобретен и был далеко не совершенен.

Кандидатская диссертация Г.Д. Билаша посвящена вопросам селекции пчел. Он руководил коллективом селекционеров, работавших над созданием внутрипородного типа среднерусской породы пчел «Приокский», успешно завершившейся в 1991 г. Г.Д. Билаш организовал и возглавил в 1964 г. широкомасштабную работу по сравнительному испытанию пород пчел и их помесей в различных регионах страны, результатом которой стал План породного районирования пчел в СССР, принятый в 1979 г. Г.Д. Билаш опубликовал более 200 работ по различным вопросам пчеловодства.

Много внимания Григорий Данилович уделял строительству и расширению экспериментальной базы института, созданию сети опытных станций и опорных пунктов в различных регионах страны, внедрению технологий промышленного пчеловодства. Любимым детищем Г.Д. Билаша стал созданный им музей-выставка, по праву являющийся одним из лучших в мире.

Особый теоретический и практический интерес представляют многосторонние работы А.Ф. Губина по дрессировке пчел на опыление растений. Эти исследования по масштабности, методической безупречности и практической значимости позволили не только решить проблему организации опыления важнейшей кормовой культуры – красного клевера, но и привлечь внимание к пчеловодству, как к опылительному цеху растениеводства. В 1945 г. Александр Федорович блестяще защитил докторскую диссертацию, которая спустя два года была опубликована. В книге «Медоносные пчелы и опыление красного клевера» на основании многочисленных данных утверждалось, что управление летно-опылительной деятельностью пчел путем дрессировки позволяет усилить вылет пчел-сборщиц из улья в 10–20 раз и повысить урожайность опыляемых растений в два-три раза. Можно с уверенностью утверждать, что в значительной степени под влиянием этой работы пчелоопыление, как обязательный агротехнический прием, было включено в рекомендации по возделыванию самых различных энтомофильных культур.

А.Ф. Губин известен как убежденный сторонник содержания сильных семей и их зимовки при относительно низких (0–2°С) температурах, а также содержания на пасеках средней полосы России пчел среднерусской породы, более приспособленных к длительной холодной зимовке. Не отрицая ценности некоторых особенностей пчел южного происхождения (в том числе кавказских), он считал опасным и нежелательным их широкое распространение в средней полосе России в связи с их пониженной зимостойкостью, большей восприимчивостью к нозематозу, гнильцовым заболеваниям и другим болезням, а также с возможной метизацией, сводящей на нет положительные признаки и особенности как местных, так и завозных пчел.

Огромное производственное значение имела многолетняя работа кафедры и пасеки академии по организации и развитию пчеловодства в Заполярье и Саха-Якутии. В результате многие хозяйства Мурманской области, Карелии и Коми широко используют медоносных пчел для опыления культур защищенного грунта.

В 1920 г. вышла широко известная работа К. Фриша «О языке пчел», переведенная на многие языки, в том числе и на русский (в 1930 и 1935 гг.), принесшая автору мировую известность.
В 1921 г., в возрасте 35 лет, К. Фриш становится профессором Ростокского университета, а с 1923 г. – профессором зоологии и директором зоологического института в Мюнхене.

После окончания медицинского факультета Венского университета Ф. Руттнер был оставлен на этом факультете в должности приват-доцента. Одновременно он вел прием больных как врач-невропатолог. Однако тяжелая болезнь заставила его отказаться от избранного дела. Изучив зоологию, Ф. Руттнер обратил внимание на пчеловодство. В марте 1948 г. он вернулся в Лунц-ам-Зее и подписал контракт с пчеловодческим товариществом. В его ведении оказались 60 отводков и несколько чистопородных семей карника. С матки № 1012/47 в мае 1948 г. здесь было начато выведение чистопородных маток краинской породы.

В 1948 г. Ф. Руттнер вместе со своим братом Гансом приступил к реконструкции сельскохозяйственной опытной станции в Лунц-ам-Зее, которая в 1955 г. была преобразована в филиал Федерального учебно-исследовательского института пчеловодства в Вене. В проведении этой работы ему большую помощь оказал Австрийский Союз пчеловодов, что позволило проводить работы, в дальнейшем нашедшие широкое применение в практическом пчеловодстве. Так, были сформированы и уточнены критерии породы пчел карника, позволяющие отличать чистопородных пчел от помесей.

Доцент кафедры биологии Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова Р.Д. Риб

Работа на НПК “Пчела – общественное насекомое”

Работа об устройстве жизни в пчелином семействе.

Скачать:

ВложениеРазмер
pchela_-_obshchestvennoe_nasekomoe.docx42.3 КБ
pchela_-_obshchestvennoe_nasekomoe.pptx619.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Пчела – общественное насекомое»

  1. Введение………………………………………………………..……….3-4
  2. Основная часть
  1. Кто такие пчёлы, когда они появились, их роль в природе и жизни человека……………………………………………. …5
  2. Виды пчёл и их значение………………………………………5
  3. Условия жизни пчёл в дикой природе и рядом с человеком………………………………………………….…….5
  4. Изучение организации жизни в пчелиной семье……….…6-8
  1. Заключение…………………………………………………….…….…….9
  2. Список литературы……………………………………….………….10 V. Приложение………………………………………………………..…11

“Представьте себе, что как внесешь сот –

дух пойдет по всей хате,
вообразить нельзя, какой:

чист, как слеза или хрусталь дорогой,
что бывает в серьгах”.

Н. В. Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки

Актуальность темы: О пчелах и продуктах пчеловодства на протяжении многих веков писали великие умы. Пчела несет в себе тайну, тайну Природы. Изучая литературу, я не задумывался, что жизнь в пчелиной семье может быть устроена по каким – то законам и подчинена каким – то правилам. Мне казалось, что так живут только люди. Меня очень заинтересовало, как же устроена жизнь пчёл внутри одно пчелиной семьи, каким законам она подчиняется. Все это стало основой для моего исследования. Чтобы ответить на возникшие вопросы я решила провести собственное исследование. (Слайд 1)

Объект исследования : Пчела. (Слайд 2)

Предмет исследования: Организации жизни в пчелиной семье

Цель исследования: Выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.

Задачи исследования: (Слайд 3)

1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

2. Провести анкетирование среди одноклассников по теме.

3. Рассмотреть виды пчел и их значение.

4. С помощью наблюдения и анализа полученной информации выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.

Гипотеза: Пчела – общественное насекомое, она не может жить в одиночку, жизнь пчелиного семейства подчиняется определённым правилам. (Слайд 4)

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации по теме из разных источников.

II. Основная часть

1.1 Кто такие пчёлы, когда они появились, их роль в природе и жизни человека. (Слайд 5) Изучив разные источники литературы по данной теме, я выяснил, что пчёлы приносят пользу для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Также пчелы производят очень много разных пищевых продуктов (прополис, маточное молочко, перга, пчелиный воск, цветочная пыльца и другие) которые использует человек в качестве пищи и лекарств. (Слайд 6)
1.2 Виды пчёл и их значение. (Слайд 7) В мире известны такие основные породы медоносных пчёл как среднерусская, кубанская, серая горная кавказская, итальянская. Среди медоносных пчёл среднерусской породы выделяют: матку, рабочую пчелу и трутня. Медоносная пчела – представитель, который занимается сбором пыльцы, поставлением ее в улей, а также переработкой в мед и другие продукты пчеловодства. Пчелиная матка – королева или главный представитель семейства. В ее функции входит откладывание яиц или другими словами, она отвечает за рождаемость и размножение пчелиной семьи. Трутень – самец. Природа его создала для оплодотворения пчелиной матки, больше он ни на что не способен, поэтому долго и не живет.

1.3 Условия жизни пчёл в дикой природе и рядом с человеком . (Слайд 8) В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев. Приручив пчёл люди стали организовывать пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках, где пчёлы жили в ульях. В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд.

1.4 Изучение организации жизни в пчелиной семье. После того как я изучил теоретическую литературу по данной теме, мне захотелось самостоятельно понаблюдать за тем, каким правилам подчиняется жизнь пчелиной семьи внутри одного улья, но перед исследованием я решил узнать у своих одноклассников, что им известно об устройстве жизни одной пчелиной семьи. Для этого я составил анкету и предложи её своим одноклассникам.

Вопросы анкеты: (слайд 9)

1. Знаете ли вы, кто такие пчёлы? Да, нет.

2. Как вы думаете, пчёлы приносят природе и человеку пользу или вред? Польза (какая), вред (какой).

3.Знаете ли вы продукты пчеловодства? Да (какие), нет.

4. Боитесь ли вы пчёл? Да, нет.

5.Как вы считаете, пчёлы – разумные существа? Да (почему), нет.

Мною было опрошено в классе 19 человек.

Результаты анкеты получились следующие:

На первый вопрос из 19 человек ответили «да» 19 человек – 100% (Слайд 10)

На второй вопрос ответили «пользу» 19 человек – 100% . (Однако не смогли правильно назвать, в чем эта польза конкретно заключается). (Слайд 11)

На третий вопрос «да» ответили 16 человек – 84% (однако не назвали эти продукты), «нет» – ответили 3 человека – 16%. (Слайд 12)

На четвертый вопрос «да» ответили 11 человек – 58%, «нет» ответили – 8 человек – 42%. (Слайд 13)

На пятый вопрос «да» ответили 17 человек – 89%, (однако не смогли аргументировать почему они так считают), «нет» ответили – 2 человека – 11%. (Слайд 14)

Проанализировав анкеты, я сделал вывод, что знания о пчелах у ребят поверхностные, отрывистые и даже правильно выбранные ответы не все ребята могут аргументировать, привести примеры, поэтому мне ещё больше захотелось изучить жизнь пчелиной семьи и выяснить, есть ли у пчёл разум, являются ли они общественными насекомыми. В течение трёх летних месяцев я общался с пчеловодами – любителями – своими родственниками и знакомыми, а также наблюдал за жизнью пчел в 8 ульях (за двумя пчелиными ульями в каждой деревне) в с. Хомутово Иркутский район, п. Усть-Орда, с. Харат, с. Кукут. Ежедневно (утром, в обед и вечером) я смотрел, как ведут себя пчёлы в ульях. В ходе наблюдений я увидел, что пчёлы в улье выглядят разными и ведут себя тоже по – разному. Среди всех пчёл в улье выделялась одна пчела. Она была крупнее, чем остальные пчелы и не летала к цветам, как другие. Она большую часть времени находилась в улье, откладывая яйца. Я понял, что это была матка. Наблюдая за остальными пчёлами, я увидел, что они тоже различаются в размерах и в поведении. Часть пчёл в улье была меньше размером, и они постоянно летали к цветам, собирая пыльцу и принося её в улей – это рабочие пчёлы, они не приносили потомства, а заботились о тех личинках, которые отложила матка. Другая часть пчёл была чуть крупнее рабочих пчёл и они не собирали нектар, они почти постоянно находились в улье и ели только готовый мёд. Сначала я не мог понять, зачем нужны эти пчёлы. Они ведь не выводили потомства и не летали к цветам за пыльцой. Продолжив наблюдения за ульями, я увидел, что эти никакой серьёзной работы в улье не выполняют и нужны только для пчелиной матки, чтобы продолжить род.

Продолжив наблюдение за пчёлами в разных ульях и разных деревнях, я убедился, что пчёлы ведут себя одинаково, каждая пчела выполняет отведённую ей работу. Продолжая наблюдение за ульями до конца августа, я убедился, что внутри одной пчелиной семьи существует три вида пчёл: я увидел матку, рабочих пчёл и трутней, причём каждая пчела выполняет только свою работу, а работу других пчёл в улье выполнить не может. Во время наблюдения за одним из ульев в с. Кукут, я увидел, что там погибла матка. Я стал наблюдать, как поведут себя другие пчёлы, что они будут делать. В улье началась паника, пчёлы летали, суетились, складывалось ощущение, что они не знали как себя вести. Через некоторое время я увидел, что семьи в этом улье нет, она погибла. Я сделал для себя вывод, что если в пчелиноё семье погибает один из видов пчёл, то жизнь всей пчелиной семьи разрушается.

В ходе наблюдения я выяснил, что пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями, жизнь пчелиной семьи очень четко организована и не терпит никакого хаоса. Каждой пчеле внутри своей семьи отведена определённая роль и определённый вид работы. Пчелиная семья — высокоорганизованное сообщество насекомых, оно состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. Для матки отведена своя роль по размножению пчёл. В улье нет начальников и подчинённых. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Одни пчелы с утра до вечера вылетают из своего жилища на добычу корма и делают это изо дня в день, другие выкармливают потомство, строят соты, вырабатывают тепло, охраняют гнездо и т. п.

На основании анализа собранной информации, наблюдений я сделал вывод, что организация жизни в пчелиной семье очень чётко организована, каждому виду пчёл внутри семьи отведена своя конкретная роль, которую пчела беспрекословно выполняет и от выполнения которой зависит жизнь пчелиной семьи. (Слайд 15)

В ходе выполнения данной исследовательской работы была изучена литература, содержащая информацию по данной теме. В моей работе я постарался использовать сведения из жизненного опыта пчеловодов-любителей и, полученные лично мною, при посещении пасек в разных деревнях. Изучение литературных источников позволило более полно изучить жизнь пчёл и в ходе наблюдения выяснить организацию жизни пчелиной семьи. В ходе выполнения экспериментальной части работы было доказано, что жизнь внутри одной пчелиной семьи носит четко организованный характер: каждой пчеле отведена своя роль и жизнь каждой отдельной особи в какой-то степени зависит от деятельности другой пчелы.

По возможному использованию результатов своего исследования могу сделать следующие выводы и рекомендации: (Слайд 16)

1. Довести до сведения учеников и их родителей результаты наших исследований.

2.Важным условием организации жизни пчёл внутри улья является четко организованный характер деятельности каждой пчелы.

3.Каждому виду пчёл внутри улья отведена своя роль.

4.Пчела не может жить в одиночку. Она – общественное насекомое.

5.Продукты, производимые пчёлами, разнообразны и приносят человеку пользу с древних времен.

Я узнал, что пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи.

Ссылка на основную публикацию