Преимущества прицепа для перевозки ульев

Прицепы для перевозки пчёл: для чего нужен и как им пользоваться

Транспортировка пчелиных домиков является неотъемлемой частью содержания пасеки. Перевозку ульев обычно проводят с помощью специального прицепа. Как сделать такой прицеп и осуществлять перемещение ульев — читайте далее.

Для чего нужно перевозить пчёл?

Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь. Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.

Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

  • Достоинства мобильного пчеловодства:
  • увеличение популяции;
  • улучшение качества медовой продукции;
  • улучшение качества опыления сельскохозяйственных культур.

Главным недостатком является высокий уровень смертности насекомых при неправильной транспортировке.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перевозки ульев очень важны для процесса пчеловодства, но несоблюдение правил при транспортировке может навредить насекомым, поэтому, приступая к кочеванию, необходимо хорошо подготовиться.

Существуют такие виды прицепов, предназначенных для перевозки ульев:

  • прицеп легкового авто;
  • платформа;
  • павильон.

Перемещать ульи на небольшое расстояние можно самостоятельно с помощью тележки — такая транспортировка на маленькой телеге будет многим вполне по силам.

Прицеп для легкового автомобиля

В кузове грузового авто осуществляют транспортировку ульев на большие расстояния. Маленькие пасеки можно перевозить в прицепе легкового автомобиля.

Чтобы при переезде не нанести вред пчёлам, необходимо соблюдать такие рекомендации:

  1. Для уменьшения воздействия вибраций на насекомых при движении машины нужно устелить днище платформы соломой.
  2. Соты должны размещаться параллельно бортам машины.
  3. Соблюдайте интервал между ульями в 10 см.
  4. Грузить и выгружать пасеку следует с предельной осторожностью.
  5. При движении автомобиля рекомендовано выдерживать скорость не более чем 50 км/ч.
  6. Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны.

Платформа

Платформа представляет собой миниатюрную пасеку на колёсах вместимостью в 50 ульев. Она бывает одноосной или двухосной.

  • Достоинства использования платформы:
  • может быть многоярусной;
  • есть возможность установки накрытия, оберегающего ульи от дождя и солнца;
  • вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.

Павильон

Транспортировочный павильон не только служит средством перемещения пчелиных домиков, но и является их постоянным местом хранения. Обычно павильоны разделяют на рабочую и бытовую части. Павильон объёмом в 45 м³ может вмещать 30 домиков, размещенных в 3 яруса по 5 домиков с каждой стороны платформы.

Выделяют 3 вида павильонов:

    стационарные, которые не имеют колёс для перемещения;

  • передвижные;
  • кассетные — имеют ячейки под пчелиные домики.
  • Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками

    Для самостоятельного изготовления прицепа необходимо подготовить чертёж платформы. Для основы изделия необходимо взять повозку, отличным вариантом будет старый образец прицепа от «ОЗПТ-Сармат».

    Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:

    • труба профильная 25×50 мм — 12 м;
    • труба профильная 20×40 мм — 24 м;
    • уголки 4×180 мм —2 шт.;
    • уголки 4×60 мм —10 шт.;
    • железные петли — 10 шт.;
    • труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
    • панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
    • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
    • подшипники — 8 шт.;
    • фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
    • сварочный аппарат.

    Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.

    Пошаговая сборка платформы:

    1. Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
    2. Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
    3. Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
    4. Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
    5. Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
    6. По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
    7. Днище рамы выстлать листом стали.
    8. Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
    9. Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
    10. По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
    11. На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
    12. Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
    13. Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
    14. Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.

    Особенности использования прицепов

    Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

    При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

    Полезные советы пчеловодов

    Советы от опытных пчеловодов:

    1. Кочевать в одиночку неудобно, поэтому лучше объединиться в группу.
    2. Перед транспортировкой необходимо выбрать место для расположения пасеки. Иногда транспортировка может проводиться на 500 км от дома, но не стоит пугаться столь больших расстояний — ведь затраты окупятся качественным медосбором.
    3. Чтобы правильно выбрать место для пасеки, необходимо обратиться к районному зоотехнику, а также получить разрешение на размещение пасеки у владельцев совхоза. Установка пасеки в лесу потребует разрешения из лесничества.
    4. После медосбора пчёлы становятся сильнее, их беспокойство возрастает. В сотах содержится большое количество несозревшего мёда, что приводит к повышению влажности в середине гнезда и риску обрыва сот. Чтобы предупредить трагедию, при переезде необходимо извлечь рамки, заполненные мёдом, и вставить вместо них пустые.
    5. При транспортировке в весенний период, когда пчелиная колония ещё не окрепла и гнездо содержит малое количество мёда, необходимо поверх рамок настелить чистый холст, зажать его планками и забить гвоздями, что обеспечит защиту от холода.
    6. При перевозке летом и осенью на борта ульев-лежаков следует набить неплотную мешковину. Если домик не содержит бортов, на него надо поставить пустые рамы, на которые прибить мешковину. Материя служит вентиляцией и не пропускает много света, тем самым препятствуя поднятию температуры внутри гнезда.

    Транспортировка пчелиных семей к массивам медоносных растений позволяет получать качественный и высокий сбор мёда. Кочевание пасеки проводится при помощи специальных прицепов, которые позволяют быстро и надёжно перемещать пчелиные семьи к месту сбора нектара. Сооружение такого прицепа своими руками потребует затрат времени и сил, зато в результате вы получите от своих пчёл много вкусного, ароматного и целебного мёда.

    Прицеп-платформа для перевозки пчелиных ульев: обзор цен, описания, отзывы

    Обзор прицепов под кочёвку пчелиных ульев с ценами. Самые простые модели имеют вид ровной платформы с сеточным каркасом, высота которого порой достигает 2-х метров. Главное отличие таких платформ – в площади. Прицеп может быть одно-, или двухосным. На нём предусмотрены места закрепления груза, бортики и стойки.

    Перевозка пчелиных семей начинается с правильного размещения ульев на платформе

    Тонкости перевозки пчелиных ульев зависят от типа ульев, общей силы пчелиной семьи, от особенностей дорожного покрытия, погоды, транспортного средства и др.

    Для перевозки пчелиных семей используется специальное оборудование – прицепы-платформы. Такие приспособления на российском рынке явление не новое. Они облегчают постоянный медосбор. Даже если вы проживаете в бедных с точки зрения медосбора областях, кочующие платформы позволяют добиться отличного результата – до 50 кг мёда с одной семьи.

    Удобство и популярность таких конструкций объясняются тем, что они изначально разрабатывались под кочёвку пчелиных ульев.

    Самые простые модели имеют вид ровной платформы с сеточным каркасом, высота которого порой достигает 2-х метров. Главное отличие таких платформ – в площади. Прицеп может быть одно-, или двухосным. На нём предусмотрены места закрепления груза, бортики и стойки. По той причине, что вес платформы для перевозки пчелиных семей меньше обычного прицепа, в процессе кочёвки ульи не так трясёт.

    Конечно, если у вас есть возможность, лучше приобрести специализированный прицеп-платформу на рессорах. Он позволит перевезти за 1 раз большое количество ульев и не ездить туда-обратно. Однако за неимением такой возможности можно прибегнуть и к эксплуатации обычного легкового прицепа. В этом случае нужно особенно позаботиться об укреплении ульев в кузове. Чтобы не растерять ценный груз в дороге, для фиксации используются ремни, верёвки и стяжки. Ввиду того, что площадь стандартного бортового прицепа ограничена, придётся делать несколько ходок, чтобы перевезти все пчелиные семьи.

    Специалисты категорически запрещают накрывать ульи, особенно в жаркую погоду. Если доступ кислорода затруднён, пчёлы могут погибнуть.

    Чтобы в дороге не потерять ценный багаж, его нужно надёжно закрепить

    Какой бы прицеп вы не использовали (платформа или бортовой), погрузка ульев должна происходить быстро, но аккуратно, чтобы не растревожить пчёл. По этой же причине перевозка на большой скорости не рекомендуется. Идеальный вариант погрузки в 8 рук: 2 человека подают и 2 человека грузят на платформу.

    Устанавливая ульи в 2 ряда, начните от боковых стенок. По краям поставьте ульи в 2 этажа, а после – заполняйте середину платформы. Расстояние между ульями должно быть не менее 7-10 см. Оставшееся свободное место можно заполнить подставками для ульев и различным инвентарём. Но помните о циркуляции воздуха и не перегружайте прицеп.

    Среди бортовых прицепов универсального типа для перевозки пчёл мы рекомендуем прицепные устройства МЗСА. Они изготовлены из металла высокого качества, дополнительно оцинкованного, что увеличивает прочностные характеристики прицепа. Только на прицепах МЗСА установлены сцепная головка, ось, рессоры и ступицы немецкой фирмы AL-KO Kober, популярные среди европейских пользователей.

    Лучшие прицепы для пчеловода

    1. Прицеп МЗСА 817730.001

    Двухосная конструкция максимально устойчива и не подвержена раскачиванию, что немаловажно при перевозке пчелиных семей. Днище прицепа изготовлено из надёжной влагостойкой фанеры с ламинированной поверхностью. Прицеп оснащён V-образным дышлом, увеличивающим стойкость конструкции во время перемещения по лугам, полям и лесам.

    Читайте также:  Как сделать улей своими руками: ключевые моменты

    Стандартный прицеп дачного типа подходит для кочёвки

    Полная масса 750 кг

    Грузоподъёмность 450 кг

    Габариты 3784 x 1720 x 792 мм

    Погрузочная высота: 50,1 см.

    • для удобства процессов погрузки и выгрузки пчелиных ульев, передний и задний борта двухосного прицепа откидываются;
    • благодаря двухосному оснащению прицеп не боится перегрузов (до 950 кг);
    • все метизы, установленные на прицепе, покрыты цинковым составом, увеличивающим срок службы деталей.

    Цена: от 65 000 руб.

    2. Прицеп “Тандем” (“Курганские прицепы”)

    Двухосный прицеп активно используется в пчеловодстве. Предполагает транспортировку ульев, как на близкие, так и на дальние расстояния. Ширина прицепа позволяет оставить расстояние между двумя рядами ульев (до 1 м), благодаря чему пчеловод может свободно передвигаться по кузову и перемещать ульи.

    Двухосная подвеска обеспечит плавный ход, несмотря на качество дорожного покрытия

    Полная масса 750 кг

    Категория прав “В”

    Подкатное колесо в комплекте

    Масса груза 450 кг

    Тип подвески пружинно-амортизационная

    Габариты 5300 х 2070 х 1300 мм.

    • прицеп комплектуется подкатным колесом-автоматом, ремнями-стяжками и запасным колесом;
    • благодаря удобной высоте прицепа (130 см), погрузка ульев не отнимает много сил и времени;
    • в процессе транспортировки ульи размещаются в 1 этаж, но в процессе стоянки их можно выстроить в 3 или 4 этажа.

    Цена: от 89 400 руб.

    3. Грузовой прицеп 7135 “Пчеловод” (“Прогресс”)

    Прицеп для перевозки ульев с удобной высотой бортов 15 см. Рессорная подвеска ориентирована на не всегда качественное российское дорожное покрытие. Прицеп ходит мягко, а пчёлы остаются в покое даже при движении по полям и просёлочным дорогам.

    Грузовой прицеп 7135 “Пчеловод” ходит мягко, потому вы не потревожите пчёл во время переездов

    Полная масса 750 кг

    Грузоподъёмность 560 кг

    Габариты кузов 2500-3800 х 1400 х 150 мм

    Габариты прицепа 3600-4900 х 1800 х 850 мм

    Рессорный тип подвески.

    • благодаря усиленной раме и двухосной конструкции, прицеп спокойно переносит перегрузы (до 1000 кг);
    • дно прицепа изготовлено из крепкой фанеры с ламинированной поверхностью, устойчивой к повышенной влажности и застою воды.

    Цена: от 79 000 руб.

    4. Прицеп «Пасека седельная-24» (“Ось”)

    Прицеп для транспортировки 24 ульев. Используется для кочёвки пчелиных семей от отцветающих медоносных растений к зацветающим. Благодаря размерам платформы, ульи можно разместить в несколько рядов, без ухудшения свободности циркуляции воздуха.

    Удобная конструкция облегчает погрузку ульев

    Масса прицепа 700 кг

    Грузоподъёмность до 1500 кг

    Габариты 6200 х 2050 х 750 мм

    Ось торсионная спаренная.

    • прицеп оборудован выдвижной кассетой, на которой умещаются 8 ульев;
    • прицеп оборудован тормозом наката.

    Цена от 65000 руб.

    5. Прицеп для перевозки пчелиных ульев МЗСА (Миасский завод специализированных автомобилей)

    Одноосная платформа используется для транспортировки пчёл от пасеки к пасеке и к местам зимовки. Передний и задний борт можно привести в горизонтальное положение, образуя при этом удобную поверхность для работы.

    Прицеп МЗСА — удобен для содержания и транспортировки пчелиных семей

    Габариты 5405 х 2240 х 1500 мм

    Тип подвески резиново-жгутовая

    Вес снаряжённого прицепа 360 кг

    Полная масса 1260 кг

    • все метизы прицепа обработаны антигравийным составом, которое защищает металл во время движения;
    • вдоль бортов установлены специальные профили для размещения ульев;
    • в стационарном положении прицеп фиксируется 4-мя опорами.

    Цена от 60 000 руб.

    Каждый пасечник стремится быть поближе к медоносной базе. Хорошо, если садок радует цветением, а недалеко расположен лесок, где вот-вот зацветёт новое растение. Но если дело обстоит иначе, и такие культуры, как подсолнечник, рапс и гречка расположены далеко от места проживания, тогда без кочёвки не обойтись. Тут на помощь и приходят платформы для пчелиных ульев.

    Выбирать ли специализированный прицеп-платформу или стандартный бортовой прицеп – решать пчеловоду. Стоимость их разнится не кардинально, а вот выгодных сторон достаточно. Возьмём хотя бы тот момент, что вам больше не нужно искать охочих транспортировать ваших пчёл, упрашивать соседей отвезти их к месту. Собственный прицеп-платформа открывает куда более широкие возможности. Один медонос пошёл на спад, подцепили платформу и переехали к более перспективному!

    Отзывы бывалых пчеловодов подтверждают сказанное:

    “Занимаюсь пчеловодством более 5 лет, но только сейчас приобрёл платформу. До этого пользовался обычным прицепом. Мне на платформе удобнее работать, свободы движений больше. Плюс есть место для садового инвентаря. От дождя и палящего солнца установил самодельный тент. Он не мешает свободному доступу воздуха, а от осадков бережёт”.

    “По совету бывалых друзей-пчеловодов купил платформу. Умещаю на ней 40 ульев. Езжу на кормовую базу за 4 км от дома. Удобное средство, учитывая, что до этого пользовался самодельным прицепом. Было тяжело разгружать, а теперь очень удобно”.


    Перевозка пчел используя прицеп

    Любая достаточно крупная пасека нуждается в транспортировке пчелиных ульев. И если раньше пасечники использовали для этого телеги, то современный пчеловод нуждается в надежном автомобиле, при помощи которого он весной и летом сможет вывезти свою пасеку на новое место, где будет достаточная кормовая база.

    Естественно, что для пчеловодов данная манипуляция доставляет ряд неудобств. Но если подойти к процессу перевозки пчел на медосбор ответственно и грамотно, то можно существенно облегчить себе жизнь. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

    Плюсы и минусы

    Если рассматривать перевозку ульев с пчелами на новое место, как один из пчеловодных методов, то у него имеются следующие преимущества:

    • Таким способом легко увеличить популяцию насекомых.
    • Качество медовой продукции становится выше.
    • Расширяется ассортимент меда.
    • Ну, и если рассматривать глобальные преимущества для самих посадок сельскохозяйственных культур, то на них повышается качество опыления.

    Но несмотря на то, что перевозная пасека дает свои плюсы собственнику, у нее все же имеются и определенные минусы:

    • При транспортировке пчел на дальние расстояния, существенно увеличивается смертность насекомых, если не соблюдены четко установленные правила.
    • Определенные неудобства для самого пчеловода с точки зрения проживания.
    • Дополнительные финансовые затраты, которые нужны для того, чтобы приобрести платформу для погрузки ульев.

    Разновидности

    На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:

    • Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
    • Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
    • Специально сконструированный пчелопавильон.

    Для легкового авто

    Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.

    Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:

    • На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
    • Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
    • Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
    • При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
    • Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
    • При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.

    Для грузового авто

    Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.

    Платформа

    Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.

    Преимущества ее использования заключаются в:

    • Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
    • За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.

    Павильон

    Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:

    • Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
    • Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
    • Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.

    Изготовление и чертежи

    Если нет возможности приобрести специальное приспособление для транспортировки, не стоит оставлять идею вывезти пчелосемьи на новое место медосбора. Достаточно всего лишь потрудиться над выполнением прицепа для перевозки пчел, ведь его вполне возможно сконструировать и собрать своими руками. Важно только обзавестись готовыми чертежами какой-либо платформы или прицепа.

    Так же следует подготовить следующие инструменты и материалы:

    • Сварочный аппарат.
    • Трубы стальные разного квадратного или прямоугольного сечения, длиной приблизительно 12 м и 24 м.
    • Уголки для крепления.
    • Трубы круглого диаметра.
    • Подшипники.
    • Пластиковые панели.
    • Листы стали в зависимости от габаритов на чертеже.
    • Фанеру в качестве дна прицепа.
    • Специальные железные петли.

    Так как сделать прицеп для перевозки пчел – непростая задача, сборка всей конструкции осуществляется поэтапно, в зависимости от вида чертежа и особенностей технологического изготовления итогового изделия.

    Готовые модели

    Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

    817730.001

    Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

    Прогресс

    У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

    Тандем

    Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

    С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

    Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

    К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

    Читайте также:  Тележки для ульев повышают эффективность производства

    Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

    Правила перевозки

    Перед тем, как изготовить конструкцию прицепа или платформы, необходимо четко себе представлять те требования, которые выдвигаются правилами дорожного движения к передвижению таких транспортных средств. Габариты не должны превышать установленные параметры. К тому же, собственник прицепа должен максимально часто проводить его технический осмотр и выравнивать искривляющиеся элементы.

    Важно при транспортировке соблюдать все правила перевозки:

    • Не превышать скорость.
    • Не идти на обгон, так как это создает виляющее движение, которое способно не только опрокинуть всю конструкцию и погубить пчелосемьи, но и привести к серьезной аварии.
    • Так же нельзя резко осуществлять торможение. Это вызывает неравномерное распределение нагрузки у перевозимого груза.

    Опираясь на представленную информацию можно без труда подобрать себе транспортное средство в виде прицепа, платформы или павильона и реализовать на своей пасеке кочевое пчеловодство.

    Прицеп для перевозки пчел

    Прицеп для пчел можно приобрести в готовом исполнении заводского изготовления. Однако существует один весомый недостаток – высокая стоимость. Для перевозки пасеки пчеловоды чаще делают самодельные устройства из списанных прицепов с/х техники или легковых автомобилей.

    Преимущества использования прицепов в пчеловодстве

    Самым простым устройством у владельца кочевой пасеки считается телега для перевозки пчел, прицепляемая к легковому автомобилю. Транспортное средство позволяет осуществлять перевозку малого количества домиков. Владельцу большой кочевой пасеки выгодна вместительная платформа.

    Преимущество использования для транспортировки ульев прицепного устройства объясняется плюсами кочевой пасеки:

    1. Кочевой метод содержания пасеки способствует лучшему развитию пчел в середине весны.
    2. Перевозка ульев на другое место приносит пользу пчелам. Насекомые получают доступ к требуемому количеству нектара.
    3. Для кочевой пасеки сезон медосбора раньше начинается и позже заканчивается. Перевозка пчел к цветущим медоносам приносит пасечнику больше урожая. Покупка прицепа и топлива для транспорта окупится, если с каждого улья собирать от 6 кг качественного меда.
    4. Во время перевозки пасеки пчеловод самостоятельно выбирает, возле каких медоносов остановиться. Частая кочевка позволяет получить за сезон разные сорта меда.

    Если говорить о преимуществе самого прицепного устройства, то маленькие телеги к легковым авто выгодны в плане компактности. Однако минусом является вместимость. Обычно стандартным легковым прицепом за один раз осуществляется перевозка максимум 4 ульев с пчелами.

    Многими преимуществами обладают большие прицепные устройства, именуемые платформами:

    1. Во время перевозки тряска на платформе ульев минимальна по сравнению с маленьким прицепом. Пчелы не получают стресс, ведут себя спокойно по прибытию на новое место.
    2. При перевозке телегой улья надо разгружать и загружать. На платформе домики с пчелами постоянно стоят.
    3. За счет устойчивости и высоких бортов платформой осуществляют перевозку большого количества ульев, установленных в несколько ярусов.

    Наличие прицепа или платформы для пасечника всегда большой плюс. Не вывозные пчелы приносят мало меда. Семьи ослабевают, со временем гибнут.

    Виды прицепов для перевозки ульев

    Существует много разновидностей самодельных и заводских прицепов, применяемых для перевозки пчел. По конструкции их условно делят на три группы: телеги для легковых авто, платформы и павильоны.

    Пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля

    Различают автомобильный прицеп пчеловода специализированной конструкции и самодельный вариант, доработанный пасечником. В первом случае прицепное устройство с завода приспособлено к перевозке ульев. Во втором варианте пасечник сам переделывает прицеп.

    Стандартная модель, например, для автомобиля Жигули вмещает 4 улья. Можно нарастить борта, установив 8 домиков в два яруса. Если под капотом много лошадок, пчеловоды расширяют раму, приспосабливают платформу на выдвижном механизме. Хорошим вариантом является пчелоприцеп для автомобиля УАЗ на 25 пчелосемей, позволяющий за один раз осуществить перевозку средней пасеки.

    Платформы для перевозки пчел

    По сути, платформа тоже является прицепом, только более вместительным. Конструкция обычно двухосная. При перевозке в 2 яруса можно вместить до 50 ульев. Одноярусную пасеку с платформы обычно не снимают. Улья стоят на своем месте. Существуют большие платформы, вмещающие более 50 ульев. При желании конструкцию усовершенствуют крышей.

    Павильоны

    Существуют стационарные и передвижные павильоны. В первом случае конструкцию устанавливают на фундамент. Передвижной павильон является аналогом платформы, но оснащен крышей, стенами, дверью. Улья стоят летками наружу в несколько ярусов, здесь же они и зимуют.

    Удобны в плане использования кассетные павильоны передвижного типа. Пчелы живут в специальных модулях, облегчающих обслуживание для пасечника.

    Как сделать прицеп для пчел своими руками

    Обычный одноосный прицеп для перевозки пчел для легкового автомобиля усовершенствуют наращиванием бортов. Можно приспособить съемные стойки с крышей. Чтобы за одну перевозку захватить больше ульев, раму придется расширять. Желательно добавить вторую ось. Весь процесс изготовления прицепного устройства состоит из сборки каркаса и его обшивки.

    Чертежи, инструменты, материалы

    Начинают изготавливать прицеп для ульев с построения чертежа. Изначально определяются с размерами. При выборе габаритов важно учесть тяговую силу автомобиля, чтобы он справился с грузом. Пример готового чертежа легко найти в различных источниках. Размеры можно подогнать свои. Важно помнить, что прицеп придется везти до пасеки по шоссе. Его габариты не должны мешать движению автотранспорта.

    Из материалов применяют листовой металл, труба, профиль, уголок. Из инструментов берут болгарку, дрель, сварочный аппарат, молоток, пассатижи, гаечные ключи.

    Процесс сборки

    Начинают собирать своими руками прицеп для перевозки пчел с планировки расположения ульев. Место домиков отмечают на чертеже, отсюда определяют размер рамы. Дальнейший процесс состоит из следующих действий:

    1. Согласно чертежу из профиля, уголка и трубы сваривают раму. Если идет переделка заводского прицепа, то конструкцию обычно расширяют, делают выдвижную платформу. При необходимости добавляют вторую колесную пару.
    2. Если предполагается соорудить фургон с крышей, каркас оснащают стойками. Стены обшивают фанерой. Напротив летков вырезают отверстия.
    3. Кровельным материалом фургона выступает металл, профнастил.
    4. Когда предполагается перевозка ульев в 2 яруса, под домики к каркасу прицепа приваривают полки из металлического уголка.
    5. Для ульев предусматривают крепежи, удерживающие их во время транспортировки.

    Когда прицеп пчеловодческий будет готов, пробуют установить пустые ульи, испытать конструкцию. Если все пройдет успешно, с началом сезона доставляют пчел ближе к медоносам.

    Платформа для пчел своими руками

    Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.

    Чертежи, инструменты, материалы

    При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.

    Процесс сборки

    Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:

    1. Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
    2. Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
    3. Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
    4. Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
    5. Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
    6. Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
    7. Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
    8. Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.

    Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.

    Модели прицепов для перевозки пчелиных ульев

    У пасечников любителей популярностью пользуются для перевозки пчел легковые прицепы заводского изготовления. Если нет возможности самостоятельно сделать платформу на колесах, ее всегда можно купить, но обойдется пасечнику немного дороже.

    На видео рассказывают о прицепах для транспортировки пчел марки «МЗСА»:

    Пчеловод

    Специализированный прицеп «Пчеловод» от производителя «Прогресс» оснащен усиленной рессорной подвеской, выдерживающей большие нагрузки во время езды в груженом состоянии по неровной грунтовой дороге. Конструкция оснащена бортами высотой 15 см. Днище из влагостойкой фанеры. Максимально допустимая грузоподъемность – 1 т.

    Тандем

    Производитель «Курганские прицепы» представил двухосную модель «Тандем» с подкатным колесом. Высота от земли до днища – 130 см. Перевозку пчел осуществляют с установленными в 1 ряд ульями. Во время стоянки пасеки домики можно выставить в 4 яруса.

    Пасека седельная-24

    От производителя «Ось» прицеп пасека седельная 24 оснащена выдвижной рамой-подставкой для 8 ульев. Общая вместительность – 24 домика. Прицепное устройство оснащено тормозами наката.

    Модель 817730.001

    Компактное прицепное устройство от производителя «МЗСА» полностью изготовлено из оцинкованной стали. Обшивка выполнена из влагостойкой фанеры. Для удобной погрузки ульев с пчелами имеется откидывающийся борт. Грузоподъемность – 950 кг.

    Правила перевозки ульев

    Перевозкой пчел занимаются ночью. Место выбирают удаленное от соседней пасеки минимум на 2 км. Оптимально перевозкой пчел начинать заниматься весной, а заканчивать – осенью. Насекомые лучше адаптируются на новом месте. Во время перевозки рамки укрепляют колышками, обеспечивают хорошую вентиляцию через леток.

    Место под пасеку выбирают закрытое деревьями от ветра. Желателен источник воды. В жару привезенные ульи летками устанавливают на север. Если погода холодная – поворачивают на юг. Летки открывают после успокоения пчел, примерно через 20 минут.

    Заключение

    Прицеп для пчел помогает пасечнику доставлять ульи ближе к медоносной базе. Наличие платформы дополнительно избавляет от лишних погрузо-разгрузочных работ. Какую модель выбрать – решать пасечнику.

    Прицеп для пчел

    Зачастую участки, где пчелы предпочитают собирать нектар, располагаются достаточно далеко от самой пасеки. Насекомым требуется преодолевать большие расстояния от уютного дома до заветного нектара, в результате домой они приносят полезного лакомства намного меньше. Хорошим решением этой проблемы стало перемещение насекомых на новое место, но чтобы это реализовать, потребуется специальный прицеп. Его можно приобрети в готовом виде, можно купить.

    Устройства для перевозки пчел

    Для перевозки пчел на место медоноса могут использовать различные виды устройств:

    • Прицепы для пчеловодства легкового автомобиля;
    • Платформа;
    • Павильон.

    Каждый из них обладает своими особенностями и специфической конструкцией.

    Прицеп для перевозки пчел

    Сегодня производители предлагают различные конструктивные устройства, в том числе прицеп для перевозки пчел на легковом автомобиле. Это бортовое устройство, на которое можно разместить до 24 штук пчелиных домиков. Устанавливаются домики рядами. На таком устройстве ульи оставляются на нужный промежуток времени, затем возвращаются обратно на пасеку.

    Читайте также:  Двухкорпусные конструкции пчелиных ульев

    Прицеп для пчёл

    Для удобства пчеловоды доработали конструкцию и оборудовали ее выдвижным механизмом. Он существенно упрощает работы по постановке, снятию.

    Также дополнительно оборудуется навес, чтобы неблагоприятные условия не навредили насекомым.

    Павильон для пчел

    Это, скорее всего, не специальная система для транспортировки, а стационарное устройство для расположения ульев на постоянном месте. Чаще всего павильон состоит из двух отделений:

    1. В рабочей части пчелопавильона находятся непосредственно сами домики.
    2. В бытовой части располагаются рабочие элементы и другие вещи, необходимые для обслуживания пчел.

    Обычно для расположения 50 ульев хватает павильона с площадью 5-6 кв. метров:

    • Передвижные павильоны – это устройства, оборудованные колесами, поэтому их можно легко транспортировать на любые расстояния.
    • Стационарные – оборудование, которое предназначено для постоянного расположения жилищ на пасеке;
    • Кассетные павильоны оборудованы дополнительными ячейками, в которых будут вести жизнедеятельность насекомые.

    Павильон для пчел

    Платформа для перевозки пчел

    Платформа для пчел – это удобный полуприцеп без бортов и дополнительных укрытий, на которых располагаются ульи. По своей сути, такое оборудование можно назвать миниатюрной пасекой.

    Достоинства:

    • На одной платформе можно разместить до 50 штук домиков, так как она может быть одноуровневая или двухуровневая;
    • Очень удобна в использовании, так как не потребуется снимать и поднимать их обратно для перевозки;
    • Если платформу дополнительно оборудовать крышей, то это спасет от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

    Важно! Мобильная платформа более комфортна, чем прицеп для пчел, так как она менее подвержена тряске.

    Перевозка пчелиных ульев на телеге

    Для удаленных местностей с плохими дорогами перевозить с помощью авто не слишком удобно. Бездорожье в некоторых случаях становится настоящей преградой. Решением может стать использование лошади с телегой. Если в хозяйстве есть собственная лошадь, то проблем совсем нет.

    Оборудовать для перевозки можно обычную традиционную телегу. Конечно, на ней разместится не так много ульев, как на заводском оборудовании. При правильной планировке на ней может расположиться более 30 ульев.

    Платформа для пчелок своими руками

    Платформа имеет очень много плюсов перед другими видами устройств для перевозки пчелиных ульев. Еще одним немаловажным достоинством платформы для пчел является легкость монтажа своими руками.

    Для организации самодельной платформы потребуется подготовить:

    • Заводской автомобильный прицеп;
    • Квадратные трубы с размерами 2,5х5х1200 см, 2х4х2400 см;
    • 3 уголка с размерами 4х150 см и 2 – 3,5х240 см;
    • 24 пластиковые панели размерами 10х180 см;
    • 3 трубы, диаметром 20х240 см;
    • Лист железа по размеру платформы;
    • 8 подшипников;
    • 1 м профиля;
    • Угольник;
    • Деревянные доски;
    • Сварочное оборудование.

    На заметку. Чтобы не ошибиться при сварке элементов, обязательно следует выделить время для выполнения четкого чертежа с указанием всех размеров.

    После того, как все оборудование готово, можно приступать к изготовлению платформы собственными руками.

    Инструкция:

    1. С помощью металлических труб на 1 м удлиняют прицеп.
    2. На мост прицепа следует установить рессоры от обычного УАЗика.
    3. Из труб с размерами 2,5х5 см изготавливают раму с параметрами 240х180 см, дно которой закрывают листом железа.
    4. Всю раму разделяют на 3 одинаковые части. Центральная часть для удобства делается выдвижной. Для этого используют салазки из трубы 2х4.
    5. Теперь можно приварить петли для фиксации ульев. Закрепление дышла проводится с использованием трубы 4х150.
    6. Последним этапом станет сооружение легкой крыши, которая защитит домики с насекомыми от палящих лучей и атмосферных осадков.

    Важно! Выше представлен приблизительный вариант создания платформы для перевозки пчел со всеми размерами и параметрами. В зависимости от личных предпочтений и требований конструкцию можно преображать и изменять.

    Легковой пчеловодческий прицеп для перевозки

    Если во владении не слишком большая пасека (от 5 до 10 ульев), то можно использовать для перевозки пчел заводской прицеп легковой машины. Такое оборудование не требует дополнительной водительской категории, достаточно открытой В.

    Правда, чтобы использовать стандартные прицепы для пчеловодов потребуется провести небольшое переоборудование. При проведении качественной модернизации получится с помощью одного прицепа для пчел перевезти около 24 домиков.

    Важно! Для подобной цели необходимо использовать устройства, где задние и боковые борта откидные. Это существенно упростит процесс погрузки ульев.

    Чтобы расположить на прицепе для пасеки сразу несколько рядов ульев, следует расширить основу, ободрав каркас и крышу. Еще одним немаловажным элементом любого прицепа для ульев является надежная опора, которая гарантирует ровное горизонтальное расположение ульев.

    При организации перевозки на пчеловодческих прицепах следует позаботиться о некоторых моментах:

    1. Чтобы смягчить тряску при перевозке, необходимо пол прицепа застелить любым материалом: сеном, соломой, поролоном.
    2. Для исключения подвижности перевозимых домиков их закрепляют веревками;
    3. На период перевозки выполняют удаление сотов, оставляют только закрепленные рамки.
    4. Чтобы в улье не повышалась температура, верхние крышки удаляют. Вместо этого застилаются сетки.

    Такие устройства для перевозки пчелиных ульев, как платформа, прицеп для перевозки пчел или павильон, помогут в уходе за пчелами, а также обеспечат увеличение образования ценного продукта. Ведь пчелам намного удобнее не летать на далекое расстояние, а собирать нектар около самих домиков.

    Прицеп для перевозки пчел: виды, как сделать своими руками, модели кочевых пасек

    Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.

    При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.

    Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

    Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

    Пчелоприцеп на легковом ходу

    Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.

    Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

    Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

    Павильон для пчел

    Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

    Павильоны бывают:

    • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
    • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
    • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

    Платформа для перевозки пчел

    Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

    На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.

    Преимущества платформы:

    • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
    • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
    • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
    • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

    Как собрать прицеп для пчел своими руками: 5 шагов

    Прицеп для пчел своими руками, подходящий для легкового авто, можно сделать, используя следующие комплектующие и инструменты:

    • трубы круглого и прямоугольного сечения;
    • раму для каркаса;
    • уголки и панели из пластика;
    • доски и листы металла для пола;
    • болгарку;
    • электродрель;
    • аппарат для сваривания деталей;
    • ручной инструмент.

    Последовательность действий:

    1. К раме привариваются трубы с угловым сечением. Конструкция оснащается рессорными элементами и пружинами.
    2. Из прямоугольной трубки делают раму (размеры 180 см на 240 см) и соединяют с каркасной рамой. Также из трубки того же типа делают выдвижные санки.
    3. Уголками размечают местоположение ульев и прикрепляют колеса.
    4. Конструируют пол, соединяя доску (верх пола) с металлическим листом (низ). Приваривают стойки.
    5. С помощью уголков устраивают крепление для будущей крыши, которую делают из пластмассовых панелей.

    Выбор прицепа для перевозки пчел: обзор трех моделей

    К числу популярных моделей конструкций для перевозки относятся:

    Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

    Его дно сделано из обработанной водоотталкивающим составом фанеры с ламинатным покрытием. Такой же фанерой обклеен и сам прицеп.

    Модель оснащена откидным механизмом. Наибольший суммарный вес перевозимого груза – 950 кг. Конструкция отличается отличной устойчивостью благодаря двухосности и специальному дышлу.

    «Пчеловод» от производителя «Прогресс»

    Дно также сделано из фанеры, пропитанной влагостойким составом. Высота бортиков – 15 сантиметров. Максимальный вес груза – 1000 кг. Обладает двумя осями, крепкой рамой и рессорной подвеской, что делает его хорошим выбором для неровных дорог и сводит тряску ульев при транспортировке к минимуму.

    Прицеп «Тандем»

    Производимые в Кургане прицепы оснащены автоматическими подкатными колесами и ремнями, фиксирующими ульи. Также в комплектацию входит запасное колесо.

    Высота оптимизирована для упрощения снятия и размещения ульев. Широкий прицеп позволяет оставить пространство между рядами размещаемых ульев. В процессе перевозки можно установить только один ярус ульев, но когда прицеп находится в стационарном состоянии, допустимо разместить большее их число – до четырех.

    Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

    Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:

    • способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
    • в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
    • пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
    • пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
    • кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.

    Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.

    Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.

    Ссылка на основную публикацию